Монастырь Шаолинь

      В 80 км к западу от Чжэнчжоу, в монастыре Шаолинь, буддистскими монахами были выработаны самые знаменитые традиции боевых искусств. Каждый год тысячи китайцев записываются в Шаолиньские школы боевых искусств. В монастыре можно видеть классы на тренировках - многие не старше 9-10 лет. Согласно легенде, Шаолинь был основан в V веке н.э. монахом из Индии, Бодхидхармой, проповедовавшим чань (дзэн) буддизм. В промежутках между долгими периодами медитации ученики Бодхидхармы имитировали естественные движения птиц и зверей, с течением столетий эти имитации превратились в высшую форму боя без оружия. Предполагается, что монахи Шаолиня участвовали практически во всех войнах и восстаниях в Китае - всегда, конечно, на стороне правого дела. В результате всех этих выступлений монастырь неоднократно сжигали и разрушали победители с другой стороны. В XX веке монастырь подвергся разрушениям в 1928 году, во время визита одного из многочисленных военных вождей гражданской войны, и в 1970 году, во время набега банд хунвейбинов в ходе Культурной революции. Несмотря на пожары и вандализм, многие здания монастыря сохранились в первоначальном виде. Один из самых впечатляющих видов монастыря - Лес Дагоб (Shiaolin Talin), расположенный снаружи внешних стен, за храмом. Каждая дагоба поставлена в память о конкретном монахе. Сегодня Шаолинь стал чем-то вроде ловушки для туристов, китайских и зарубежных, ежедневно прибывающих в огромных количествах на автобусах. Путь от автобусной стоянки к монастырю заставлен продавцами еды, мороженого, сувенирными лавками, уличными фотографами. В комплексе есть музей боевых искусств и статуя гигантского Будды, на которой любят играть дети.

   

 

 

 

Сам Шаолинь находится на священной для всех китайцев, особенно, для даосов, горе Суншань (Songshan). Священная гора Суншань (Songshan) вписалась в систему пяти священных гор Китая как Чжунъюэ (Zhongyue), Срединная или Центральная гора. На этой же горе стоит даосский храм Чжунъюе (Zhongyue), основанный при династии Цинь, а также на ней же - самая старая пагода в Китае. Таким образом, мы видим настоящую концепцию священного Центра: Мировая гора, самый первый храм, знаменитый монастырь.

Главные ворота Шаолиня требуют уплаты 12 юаней за проход, вход в собственно храмовый комплекс Шаолиня стоит еще 10 юаней. Шаолинь стоит в стороне от главной трассы Чжэнчжоу - Лоян, чтобы попасть туда, можно сесть на один из многочисленных микроавтобусов около вокзала в Чжэнчжоу или Лояне. От Чжэнчжоу билет стоит 10 юаней, и, в зависимости от маршрута, микроавтобус иногда останавливается у храма Чжунъюе, усыпальниц возле Дахутина (Dahuting) или около пагоды Сонъюе (Songyue). Регулярные рейсовые автобусы до Шаолиня ходят с автостанций Чжэнчжоу (8 юаней) и Лояна (5 юаней) - дешевле и обычно быстрее. чем частники.

Показательные выступления учеников Шаолиня.

 

Немного из истории...

В 495 году нашей эры в Китай пришел индийский монах Бато, чтобы проповедовать буддизм. За праведную жизнь и хорошие проповеди ему разрешили основать в горах Суншань монастырь. Так возник Шаолиньсы - дословно “Монастырь в мелколесье”. Шаолиньсы (Монастырь Шаолинь), расположенный в 80 км к юго-востоку от г. Лояна - самый знаменитый буддистский храм в Китае. Монастырь не только “родина” чань-буддизма, но и признанный центр “боевых искусств” (у-шу). В VI веке из Индии пришел другой Учитель - Бодхидхарма.

         

Он сказал монахам, что истина в чтении сутр, не в созерцании, а в состоянии сознания, что Буддой может стать каждый, потому что в каждом человеке живет Будда. Монахи восприняли учение Бодхидхармы как ересь. Тогда он удалился в горную пещеру, где девять лет провел в медитации, сидя лицом к стене, что и заставило монахов поверить в проповедываемую им истину. Согласно легенде от долгого сидения у Бодхидхармы отказали ноги. И, чтобы встать, ему пришлось прибегнуть к физическим тренировкам. Своим комплексам Бодхидхарма обучил монахов.

По преданию тогда и возникло у-шу или, как его принято называть кун-фу. Пещера, где медитировал Бодхидхарма, одна из главных шаолиньских святынь. От монастыря до нее нужно идти метров шестьсот в гору. Пещеру опекают чань - буддийские монахини из женского монастыря, расположенного на полпути от Шаолиня. Дорога к вершине горы вымощена плитами, кое-где есть ступни. На самой вершине, над пещерой, стоит огромная статуя Бодхидхармы из белого камня. Со времен Бодхидхарма первое правило шаолиньского устава гласит: “Занимаясь боевым искусством, монахи делают это только для укрепления собственного духа и тела и должны тренироваться с утра до вечера.

         

 

Разработанный монахами Шаолиня стиль борьбы без оружия, считается основой всех китайских форм боевого искусства. Согласно легенде, монахи этого монастыря помогли танскому императору Тай-цзуну (626-649) в борьбе против восставшего сановника Ван Ши-чуна. Тринадцать монахов, вооруженных простыми деревянными дубинками, сумели разгромить армию мятежников и захватить в плен ее главаря. В благодарность император присвоил Шаолиню почетное наименование “Первого монастыря Поднебесной”.

Ободренные монаршей милостью, монахи продолжали заниматься у-шу. В каменном полу одного из залов можно видеть довольно большие проломы, выбитые множеством босых пяток на протяжении столетий. В своеобразной скульптурной галерее, созданной в одном из монастырских дворов, деревянные фигуры изображают бритоголовых монахов, выполняющих различные упражнения. Композиции выполнены настолько выразительно, что по ним можно изучать основные позы и движения шаолиньского боевого комплекса. За монастырской стеной расположен Та Линь (Лес Пагод), где сохранилось 260 надгробных ступ настоятелей монастыря Шаолинь.

              

Надо сказать, что за всю историю Китая монастырей с названием Шаолинь было около 10 (включая самый знаменитый Южный Шаолинь), также в силу широкого распространения китайской культуры во всей Юго-восточной Азии существовали аналогичные монастыри в Японии, Корее и Вьетнаме. Но до нынешних дней все же уцелел лишь один, тот самый Северный монастырь Суньшань Шаолиньсы. Несмотря на многочисленные пожары, стоит и поныне, вдохновляя массы поклонников. И хотя современная жизнь значительно отличается от того легендарного времени, но и сейчас, как в прошлом, можно встретить людей, порой лишь с одной котомкой за плечами, приходящих в Шаолинь только по одному искреннему движению души. Шаолинь, кажется, уже невозможно сжечь, возрождаясь каждый раз из пепла, вновь торжествует его вечная идея гармонии духа и тела. И она, как бы уже, независима от того реального места, где расположен сам монастырь. (Чаньская задача гласит: - Где находится монастырь Шаолинь? - Он находится там, где ты есть.).

 

                                                      

 

 

 

                                       

Фотографии на этой странице с сайтов  http://www.armymuseum.ru и http://www.ancient.holm.ru



Hosted by uCoz